Последний ярл языческой Норвегии

1

Слова для тех, кто начинает изучать Северную традицию

Мы начнем путешествие к рунической магии со статьи о Ярле Хаконе, последнем языческом правителе, который до конца своих дней защищал языческую традицию и остался ей верен. По сути это тот, из реально живших, кого можно назвать «защитником Знания» и обращаться к нему в поисках ответов на свои вопросы, связанные с рунической традицией.

Каждый, кто изучает северную традицию выбирает свой путь изучения. Кто-то ищет «учителей», (возрастной группы подростков-переростков), книги, написанные современниками, а кто-то погружается в изучение истории викингов, изучение дошедших до нас литературных источников и сам капля по капле пытается отыскать сокрытые от случайных людей Знания. Кроме того, пытается отыскать тех, кто эти знания приобретал на более глубоком уровне, лежащим за пределами издания попсовых книжиц, которыми забиты прилавки магазинов. В России автору известен лишь один человек, который способен пролить свет на все то, что называется рунами. Остановимся на этом позднее.
Автор сразу для себя отсёк возможность использования рун и всего, что с ними связано методом поиска картинок в интернете, рерайтов во ВКонтактике и канальчиках тележки и всех попыток делать какие-то ритуалы, при полном непонимании сути Северной традиции, ее смысла, как явления в мифилого-историческом контексте.
2

Что нужно знать тому, кто начал изучать северную традицию, руны и все что с этим связано?

Ни одна эдда, ни один источник не содержит полного перечня рун старшего футарка и их значения — ни магические, ни, тем более значения гадательные. Это означает, что все приписываемые рунам значения, равно как и весь руноряд старшего футарка в целом — новодел, датируемый примерно 70-ми годами прошлого столетия, в авторстве Ральфа Блюма. (Р.Х. Блюм «Тайна Рун»). В полном объеме до нас дошли руны младших футорков, например, исландские руны. С точки зрения автора полностью применимые, однако имеющие свой «оттенок». Если руны старшего футарка это полностью дохристианский, языческий вариант, то руны младшего футорка уже имеют плотный налет последствий христиантизации скандинавов. Магия того периода уже часто обращается к христианским истокам (очень напоминает деревенскую магию в русской традиции, только на исландском языке).

Скандинавский эпос содержит подробное описание пантеона богов и богинь, существ, концепцию мироустройства и, если уметь читать между строк, можно отыскать и принципы магической работы, а также сами ритуалы.

Скандинавский эпос детально и исчерпывающе описывает виды магии, которые можно объединить в отдельные группы, понять, кто из Пантеона какой вид этой магии практиковал, чтобы понимать, «к кому за чем бежать».

После того, как вы детально изучите традицию, вы можете сами создавать ритуалы, опираясь на знания скандинавского эпоса и все у вас будет работать. Важно получить знания из первоисточников, а не переработанные кем-то, додуманные и домысленные консервы из этих Знаний. Это обезопасит от возможной некорректной работы. Есть еще один нюанс. Все заклинания писались определенным образом, на древне-скандинавских языках. То есть все то, что вы «заклинаете» (оговариваете) на русском, должно тоже иметь определенную структуру. Об этом тоже еще будет разговор.

С чего начать?

3
Начните изучения истории Викингов. Одна из достойных книг для начала изучения истории викингов — Гвин Джонс «Викинги. Потомки Одина и Тора». Если после прочтения этого минимума у вас останутся вопросы, вы будете изучать уже более глубокие источники. Далее изучайте саги. Они собраны в достаточном количестве на сайте «Северная Слава». При изучении выписывайте все, что касается применения магии, колдовства, ритуалов, насыланий бедствий, защиты, лечения. Выписывайте в какой саге, кем в какой связи и каком контексте упоминается, к кому идет обращение. Изучите эдды, составьте свое описание пантеона, существ, космологии в целом. Это будет та мощная база, которая вам поможет максимально эффективно работать. Если вы захотите почитать что-то еще кроме первоисточников, обратитесь книгам Леонида Кораблева, это именно тот человек, на которого автор ссылался выше. Книги этого автора можно изучить все. Если вы захотите почитать что-то еще (если захотите), изучите книги Антона Платова. Этот путь не будет быстрым, но он будет эффективным. Удачи в освоении Знания!

4

Ярл Хакон — последний бастион язычества

Итак, начнем… История Норвегии на рубеже X—XI вв.еков полна драматических событий, когда языческая вера древних викингов столкнулась с распространяющимся по всей Европе христианством. Одним из ключевых персонажей этого периода был Ярл Хакон, последний правитель, который отчаянно пытался сохранить языческие традиции в стране, противясь христианизации.

Ярл Хакон (ок. 937−995 гг.), также известный как Хакон Могучий, был представителем могущественной династии ярлов из Хладира (современный Тронхейм), правившей северной частью Норвегии. Его отец, Сигурд Хаконссон, ярл Ладе, также придерживался традиционных верований и воспитал сына в духе преданности старым богам и языческим обычаям.
Ярл Хакон пришел к власти в 970 году, когда его отец был убит в борьбе с конунгом Харальдом Синезубым, королем Дании, который стремился утвердить своё влияние на норвежские земли. Хакон, выжив после нападения на его семью, был вынужден бежать в Данию, где, несмотря на временное подчинение Харальду, позже смог освободиться от его власти и вернуть себе контроль над северной частью Норвегии.

Становление Хакона как ярла происходило в тот период, когда Норвегия оказалась в центре культурной и религиозной борьбы. В Европе активно распространялось христианство, которое оказывало мощное политическое влияние на северные народы. Короли Дании, Англии и Франции уже приняли новую религию, и даже некоторые норвежские правители, такие как король Олав Трюггвасон, начали следовать этому примеру.

5

Религиозная политика Хакона

Несмотря на давление извне, Ярл Хакон остался твердым защитником язычества. Его власть опиралась на традиционные религиозные культы, в которых центральное место занимали такие боги, как Один и Тор. Поддержка местной знати и населения зависела от его приверженности старым верованиям, поскольку большинство норвежцев продолжало поклоняться древним богам, считая их покровителями семьи, урожая и войны.

Хакон проводил активную политику поддержки языческих храмов и культовых мест. Один из наиболее известных языческих центров того времени — храм в Мьерне (Мэре) — был под покровительством ярла, и туда стекались люди для проведения крупных обрядов и жертвоприношений. Хакон участвовал в этих ритуалах лично, что подчеркивало его связь с богами и роль в обеспечении благополучия своего народа.

Особое место в его верованиях занимала практика жертвоприношений. Эти ритуалы включали как подношения животных, так и драгоценностей, а иногда и человеческие жертвы, что отражало сильные архаические традиции Норвегии. Хакон считал, что отказ от языческих богов приведет к катастрофическим последствиям для страны, включая неурожай, болезни и войны.
6

Влияние христианства и борьба с ним

Несмотря на мощное сопротивление Хакона, христианство уже проникло в Норвегию через торговцев, миссионеров и политические связи с другими странами. Одним из главных политических соперников Хаокона стал Олав Трюггвасон, который после возвращения из Англии в 995 году с поддержкой англосаксонских христиан объявил о своем намерении обратить Норвегию в новую веру.

Олав активно распространял христианство с помощью силы, насаждая его через насильственное крещение местных лидеров и уничтожение языческих храмов. Хакон, хотя и обладал значительной поддержкой среди местных вождей и знати, оказался в сложной ситуации. Он понимал, что сопротивление христианизации приведет к конфликту с королями соседних стран, которые уже приняли новую религию, и с той частью норвежской элиты, которая начала переходить на сторону христиан.

С одной стороны, Хакон знал, что победа христианства может разрушить основы его власти, которая строилась на языческих традициях и религиозных обрядах. С другой стороны, политическая реальность диктовала необходимость поддерживать баланс и искать компромиссы, что привело к временному признанию христианских обычаев в некоторых регионах под его контролем.

7

Конец ярла Хакона

Ярл Хакон оказался в затруднительном положении не только из-за роста влияния христианства, но и из-за внутренних противоречий. С усилением власти Олава Трюггвасона его положение начало ослабевать, и многие местные вожди, ранее поддерживавшие его, начали переходить на сторону Олава. В 995 году Олав предпринял решающий поход против Хакона, в результате чего тот был предан своими же людьми (его предал один из собственных слуг).
Смерть Хакона ознаменовала собой конец эпохи язычества в Норвегии. Его поражение открыло путь для полного обращения страны в христианство. Тем не менее, его сопротивление осталось важной страницей в истории норвежского народа и символом борьбы за сохранение старых традиций перед лицом новых культурных и религиозных изменений.


8

Наследие Хакона

Хотя Ярл Хакон был побежден и язычество в Норвегии уступило христианству, его правление оставило значительный след в истории страны. Он остался символом сопротивления внешнему давлению и защитником норвежской самобытности. Его борьба за сохранение языческих верований вдохновляла последующие поколения скандинавов, которые, несмотря на принятие христианства, продолжали уважать свои древние обычаи и традиции.

Хакон стал последним ярлом, правившим Норвегией, чья власть основывалась на языческих культах. С его смертью закончилась эпоха викингов, где старые боги играли центральную роль в жизни людей, уступая место новой религии, которая навсегда изменила культурный и политический ландшафт страны. Однако дух Хакона и его приверженность традициям продолжали жить в преданиях и сагах, передаваемых из поколения в поколение.

Таким образом, Ярл Хакон Могучий был не просто политическим лидером, но и последним великим защитником языческой Норвегии, чье сопротивление христианизации стало важной частью истории не только самой страны, но и всей Северной Европы.
9

Ярл Хакон Могучий в скандинавских сагах

Сага о Хаконе Могучем" ("Hákonar saga Góða")
Эта сага является частью "Круга Земного" (Heimskringla), собрания саг, написанного исландским историком и поэтом Снорри Стурлусоном. В саге рассказывается о жизни Хакона Могучего, его правлении, борьбе с христианством и языческими обрядами, которые он стремился сохранить.

Ключевые моменты: его религиозные ритуалы и поддержка языческих культов, борьба против христианизации Норвегии, его политическая борьба за власть с другими претендентами на трон.

"Сага об Олаве Трюггвасоне" ("Óláfs saga Tryggvasonar")
Эта сага также входит в "Круг Земной" и посвящена главному сопернику Хакона — королю Олаву Трюггвасону, который активно распространял христианство в Норвегии. В саге описана вражда между Олавом и Хаконом, которая привела к падению власти последнего.

Ключевые моменты: конфликты между Хаконом и Олавом, предательство Хакона его же сторонниками, что привело к его гибели.

"Сага о Норвегии" ("Ágrip af Nóregskonungasögum")
Это одна из древнейших норвежских королевских саг, где рассказывается о правлении норвежских королей, включая Хакона Могучего. Она кратко описывает его восхождение к власти и его борьбу против христианизации страны.

Ключевые моменты: политическая стратегия Хакона, его поддержка язычества и конец его правления.

"Сага о Фритьофе" ("Frithiof's saga")
В этой саге нет прямого упоминания о Ярле Хаконе, но в ней описывается аналогичный конфликт между языческими и христианскими правителями, что делает её полезной для понимания контекста борьбы за религиозное господство в Скандинавии во времена Хакона.

"Сага о Харальде Суровом" ("Haralds saga Sigurðarsonar")
В этой саге, которая также является частью "Круга Земного", Хокон упоминается как один из последних значительных языческих правителей Норвегии. Его правление описывается как время борьбы за старые верования перед лицом христианства.

Ключевые моменты: сопротивление христианизации и культурный раскол, с которым столкнулась Норвегия в этот период.

"Сага о Людях из Лососьей долины" ("Laxdæla saga")
Хотя эта сага не посвящена Хокону напрямую, она описывает события и персонажей, живших в то же время, и даёт представление о политических и религиозных процессах, происходивших в Скандинавии. В ней отражены те изменения, которые произошли в эпоху, когда язычество уступало место христианству.

В саге о Хаконе Могучем и других скандинавских источниках, ярл Хакон представлен как сильный воин, который старался защитить свои земли и традиции от внешних влияний. Его борьба с христианством, преданность языческим верованиям и сложные отношения с королём Олавом Трюггвасоном сделали его одной из самых значительных фигур в скандинавской истории.

Made on
Tilda